РАЗДЕЛ I
СУТРАСТХАНА
Глава 5. Дравадравья виджнания
Глава 5. Дравадравья виджнания
Теперь мы изложим главу Дравадравья виджнания – знание о жидких веществах; так сказал Атрея и остальные мудрецы.
1-2. Освежающая, насыщающая, поддерживающая жизненный тонус, очищающая, обостряющая мышление; не имеющая вкуса, слегка сладкая, прохладная, легкая для усвоения, подобная нектару по свойствам и воздействию – такими качествами обладает гангамбу (дождевая вода). Дождевая вода изливается с неба, впитывая солнечный свет, лунные лучи и ветер. Хорошая она или дурная зависит, главным образом, от местности и времени года. Лишь та дождевая вода, которая делает сваренный в ней и выложенный на чистую серебряную тарелку рис не чрезмерно влажным и не меняет его цвета, считается годной для питья.
Комментарий: Во времена, описанные в Аштанга-хридая-самхите, дождевая вода считалась самой лучшей по своим свойствам. Особенно, если ее удавалось собрать в момент, когда солнечные лучи пробивались сквозь облака. Для этого использовались серебряные или медные сосуды. Эту воду не кипятили, а выпивали или на ней готовили пищу в течение после сбора 3-4 часов. Дождевая вода утрачивает свои замечательные свойства от длительного хранения. Кроме того, дождевую воду нельзя было собирать в первые дни после засушливого сезона, зимой и в первые 30-40 минут после начала дождя.
Что касается настоящего времени, то в связи с сильным нарушением экологии планеты и загрязнением атмосферы промышленными выбросами и испарениями, использование дождевой воды даже в относительно чистых местах не рекомендуется. Это не только бесполезно, но и в некоторых случаях опасно для жизни.
- Все другие разновидности воды, которые называются самудра (морская вода) не следует употреблять для питья, за исключением периода ашвайуджа (сентябрь-октябрь).
Комментарий: Термином гангамбу обозначают не только дождевую воду, но и любую пригодную для питья воду, а термином самудрамбу – неподходящую для питья, загрязненную воду. Во время месяца ашвайуджа восходит звезда Агастья (Канопус), известная своей способностью устранять ядовитые свойства воды и других веществ земли; следовательно, в этот сезон допустимо использовать для питья и другие виды воды.
4-5. Следует всегда употреблять ту дождевую воду, что хранилась в чистом сосуде и не претерпела изменений (в цвете, вкусе и других свойствах). Если же такой нет, то можно использовать воду похожую на дождевую. Ту, что впитала солнечные лучи и ветер и была набрана в чистых и обширных местах, из почвы черного или белого цвета.
6-7. Не следует использовать для питья грязную воду, а также смешанную с талым снегом, морской водой, сорняками и листьями; воду, не знавшую солнечных лучей и ветра и такую, где были смешаны застоявшаяся и свежая вода. Не следует также употреблять воду слишком насыщенную солями, тяжелую (трудную для усвоения), пенистую, содержащую паразитов, горячую (от природы) или же столь холодную, что вызывает ломоту зубов. Не следует также использовать для питья воду, не соответствующую сезону или воду данного сезона, но от первого дождя (до восхода Агастья накшатры), а также ту, что содержит паутину, слюну, мочу, паучьи фекалии и другие столь же ядовитые вещества.
- В целом, вода рек, впадающих в западный океан (Арабское море), стремительных и несущих чистую (незагрязненную) воду, полезна для здоровья, в то время как вода рек, впадающих в Бенгальский залив, имеющие медленное течение, загрязнена и вредна для здоровья.
Комментарий: Эта информация имеет одно исключение из правил. Оно относится к водам Ганги и ее притокам, впадающим в Бенгальский залив. Известно, что Ганга является священной рекой для обитателей всех миров. Однако, если говорить только о биохимических и органолептические свойствах вод Ганги, то современные научные исследования показали следующее: после того, как в 500 мл колбу, содержащую воду Ганги, поместили 10 000 вибрионов холеры, а затем через 45 минут провели повторное тестирование – никаких следов этой опасной инфекции обнаружено не было. Оказалось, что данный эффект обусловлен в первую очередь высоким содержанием в воде Ганги серебра, известного своими антисептическими свойствами.
- Вода рек, несущаяся с Гималайских и Малайских гор, мощными потоками обрушивающаяся на камни, – благоприятна для здоровья, тогда как та же самая вода, оказывающаяся в неподвижных лагунах, может вызвать заражение филяриозом и другими паразитами, болезни сердца, горла и головы.
10-11. Вода рек из местностей Прачья (Гауда), Аванти (Малва), Апаранта (Конкана) вызывает геморрой; текущая с гор Махендра становится причиной метеоризма и филяриоза; истекающая из гор Сахья и Виндхья способна вызвать проказу и другие кожные заболевания, анемию и болезни головы; та же, что течет из Париятры, уменьшает избыточную активность дош, дарует силу и сексуальную энергию; морская же вода становится причиной ухудшения всех трех дош.
Комментарий: Данные автором канона рекомендации могут быть использованы лишь для жителей Индустана, да и то, со значительной корректировой в наши дни вследствие указанных выше обстоятельств. Прачья или Гауда деша включает в себя центральную Бенгалию и районы Ориссы. Аванти или Малва находились вокруг современного города Уджайна. Апаранта включает районы Карнатака: Гоа, Карвар и районы Северной Канары. Горы Махендра – это северная часть восточных перевалов в горной цепи, простирающейся от Ориссы до района Мадуры, которая известна как Махендра парвата. Сахья – это южная часть Западных горных перевалов. Виндхья – это горная гряда в центральной Индии. Париятра – это западная часть гор Виндхья.
- Вода купа (из глубокого колодца) и тадага (из искусственного водоема) считается (по качествам и свойствам) подобно пустынной, болотной и высокогорной.
13-14. Тем, кто страдает от ослабления пищеварительной деятельности, метеоризма, анемии, поноса, геморроя, заболевания 12-перстной кишки, туберкулеза и отеков следует полностью воздерживаться от воды или же принимать ее в очень малых количествах в случае крайней необходимости. Исключением являются шарад (осенний сезон) и нидагха (летний сезон). В остальное время года даже здоровым людям не следует пить слишком много воды.
Те, что пьют воду в середине, конце и начале потребления пищи, сохранят свой обычный вес тела, станут тучными или истощенными соответственно.
Комментарий: В связи с утверждениями данного стиха часто возникает вопрос: что означает на практике много пить или мало. Мы рекомендуем для регионов с умеренным климатом для людей вата и питта конституций употреблять в день 2-2,5 литра жидкости (включая приготовленную пищу, например – суп). Для людей капха конституции будет достаточным –1,5 литра. При вышеуказанных заболеваниях –1 литр. Нельзя не учитывать температуру и влажность воздуха (сезон). В холодные и влажные периоды года рекомендуется снизить дневную норму на 30%. В слишком жаркие и засушливые месяцы – увеличить на 30%. Имеют значение также лунные фазы. В I-ю и III-ю четверть повышается потеря жидкости через почки и потовые железы кожи, а во II-ю и в IY-ю задерживается (особенно в IY-ю фазу). Это связано с биоритмической активностью гормона инсулина.
Однако существуют заболевания, где требуется значительно увеличить употребление жидкостей. Прежде всего, это сахарный диабет I типа (инсулинзависимый), мочекаменная болезнь, состояния после различных отравлений. В этом случае следует пить жидкости даже ночью. А в течение дня только маленькими глотками.
Если человек желает набрать вес, ему следует за 10-15 минут перед едой, особенно жидкости содержащие имбирь или небольшое количество горечей. Это будет вызывать повышение активности ферментов желудка, поджелудочной железы и тонкого кишечника, и соответственно, улучшать усвояемость пищи. Если же человек будет пить сразу после еды, вес будет немного снижаться, поскольку пища не будет полностью усваиваться. Но это неизбежно приведет к накоплению в кишечнике амы (продуктов неполного метаболизма).
- Холодная вода облегчает алкогольное и иное отравление, изнеможение, обмороки, рвоту, слабость (утомление), головокружение и жажду, зной, чувство жжения в теле, избыток питты и патологию ракты (клеточных элементов крови).
16-17. Горячая (теплая) вода возбуждает аппетит, способствует пищеварению, благоприятна для горла, легко усваивается, очищает мочевой пузырь, облегчает икоту, выход газов; уменьшает анилу (вату) и шлешман (капху). Она рекомендуется в дни очистительной терапии и для тех, кто страдает от родовых лихорадок, кашля, амы (продуктов неполного метаболизма), насморка, одышки и боли в боках.
- Прокипяченная и затем остуженная вода не склонна вызывать влажность в теле, чрезвычайно легко усваивается и рекомендуется при доминировании питты. Вода, что хранилась с вечера (застоявшаяся), вызывает (болезненное усиление) всех трех дош.
- Нарикелодака (кокосовое молоко) является маслянистой и сладкой. Она повышает половую энергию, охлаждает, легко усваивается, утоляет жажду, смягчает (вредоносное усиление) питты и анилы (доши вата), усиливает аппетит и очищает мочевой пузырь.
Во время варша (сезона дождей) дождевая вода (с точки зрения качества и годности для питья) является наилучшей, а речная вода – наихудшей.
20-21. Обычно молоко сладкое по вкусу в начале и в конце переваривания, маслянистое и укрепляющее. Оно усиливает дхату (ткани тела), уменьшает вату и питту, стимулирует половую энергию, усиливает шлешман (капху), усваивается медленно и охлаждает.
Комментарий: С точки зрения Аюрведы молоко считается твердой пищей, а не жидкостью, поскольку его не пьют, а едят. Тем не менее, Вагбхата Муни поместил описание его свойств в раздел, посвященный жидкостям вследствие привычных нам стереотипов. Согласно правилам питания молоко нельзя пить залпом, ибо оно не будет полностью перевариваться. Необходимо сделать маленький глоток. Подержать молоко во рту, тщательно смешивая его со слюной. И только затем проглотить.
Молоко широко используется в аюрведической фитотерапии. Одни из компонентов лекарственных растений хорошо растворяются в воде, другие же – в жирах. Молоко, являясь водоэмульсионной средой, увеличивает усвояемость и тех и других веществ.
В целом молочные продукты являются практически единственным источником легко усвояемого кальция и весьма ценного белка казеина, содержащего все незаменимые аминокислоты.
- Коровье молоко способствует продлению жизни, молодости и благоприятно для тех, кто ослаблен после ранений (особенно грудной клетки). Оно улучшает мышление, увеличивает силу и повышает выделение грудного молока, а также облегчает проходимость кишечника, излечивает истощение, головокружения, отравления, устраняет влияние негативной энергии, уменьшает одышку, кашель, сильные жажду и голод, затянувшиеся лихорадки, дизурию и кровотечения.
- Махиша-кшира (молоко буйволицы) полезно тем, кто страдает от чрезмерной пищеварительной активности и бессонницы, оно трудно усваивается и охлаждает тело.
- Аджа-кшира (козье молоко) легко усваивается, поскольку коза пьет мало воды, много двигается и употребляет пищу острого и горького вкусов; оно помогает при (легочном) туберкулезе, лихорадках, одышке, болезнях, связанных с кровотечением и поносом.
- 25. Оуштрака (верблюжье молоко) не очень маслянистое, горячее (по воздействию), соленое, повышает аппетит и легко усваивается. Оно способствует ослаблению ваты и капхи, благотворно при вздутии живота и нарушениях перистальтики, кишечных паразитах, отеках и геморрое.
- Мануша-кшира (человеческое грудное молоко) уменьшает избыточную вату, питту и асрик (кровь), а также облегчает последствия травм и способствует исцелению глазных болезней, если использовать его в виде тарпана (промывание глаз), ашчьотана (глазных капель) и насья (носовых капель).
Авикшира (овечье молоко) не очень благоприятно для сердца. Оно горячее (по воздействию), излечивает болезни, связанные с дошей вата, вызывает икоту и усиливает питту и капху.
- Хастини-кшира (молоко слонихи) обладает укрепляющим воздействием.
Молоко непарнокопытных животных (таких как лошадь, осел и другие) очень горячее (по воздействию) и лечит нарушения доши вата, локализованные в шакха (крови и других тканях). Оно слегка кислое и соленое, и вызывает вялость (лень).
Комментарий: Из всех видов молока – человеческое молоко является самым ценным и легко усвояемым. Оно практически никогда не вызывает аллергических реакций. Оно достаточно эффективно при комплексном лечении катаракты на начальных стадиях. Для этого его закапывают в глаза по 2-3 капли перед сном, чередуя с медом. На втором месте по ценности считается коровье молоко, а по усвояемости – козье. Самое тяжелое – буйволиное молоко.
- Сырое молоко является абхишьянди (создающим излишек выделений в тканевых порах и вызывающее их закупорку). Кроме того, оно плохо переваривается. Тогда как надлежащим образом вскипяченное, оно приобретает противоположные свойства; излишнее кипячение делает его слишком тяжелым для усвоения. Подобно нектару то молоко, что вкушается непосредственно в рот из вымени (или соска).
Комментарий: Сырое молоко порождает большое количество слизи, которая нарушает пищеварения и увеличивает вероятность простудных заболеваний. Кроме того, такое молоко может быть источником заражения различными видами инфекций. С другой стороны, кипячение молока при температуре 100 градусов, делает его очень тяжелым для усвоения. Поэтому по правилам его следует три раза нагреть до температуры 60-70 градусов(до появления маленьких пузырьков по краям кастрюли), с интервалом 3-5 мин. Для лучшего усвоения в молоко обычно добавляют перед нагреванием щепотку корицы и кардамона. Все эти правила не относятся к парному молоку, которое полностью стерильно и легко усвояемо.
29-32. Дадхи (творог, молочная сыворотка, свернувшееся молоко) являются кислыми и вначале и в конце пищеварения. Они впитывают воду (способствуют запору), нелегко усваиваются, согревают (по воздействию) и ослабляют вату. Они усиливают жир, семя, силу, шлешман (капху), питту, ракту(клеточные элементы крови), агни (пищеварительные ферменты), могут вызвать отеки, обостряют вкус и увеличивают аппетит. Они превосходно используются при утрате вкуса, перемежающихся лихорадках с ознобами, хронических ринитах и дизурии. Обезжиренные, они идеальны при заболеваниях 12-перстной кишки.
Не следует употреблять их ночью и не следует их нагревать. Их не рекомендуется также принимать в переходные сезоны. В другие времена года их следует принимать добавляя в них отвар мудга (зеленого горошка), кшаудра (мед), гхрита (топленого масло), ситопала (сахарные леденцы) и амалаки; дадхи не следует также употреблять ежедневно, и не вполне готовым, иначе может появится склонность к лихорадкам, кровотечениям, висарпа (герпесу), куштха (проказе и другим кожным заболеваниям), панду (анемиям) и бхрама (головокружениям).
Комментарий: Дадхи обладает тонизирующим эффектом и долго переваривается. Поэтому автор не рекомендует употреблять этот продукт в ночное время и на переходных сезонах, когда ослабляется работа поджелудочной железы.
33-34. Такра (пахта) легко усваивается, является вяжущей и кислой на вкус, разжигающей аппетит и смягчающей капху и вату. Она уменьшает отеки, вздутие живота, геморрой, заболевания 12-перстной кишки, дизурию, потерю вкуса (аппетита), увеличение селезенки, осложнения, вызванные избыточным приемом гхи, отравлении искусственными ядами и анемию.
Комментарий: Комментатор Хемадри поясняет, что такра это матхита дадхи (хорошо взбитый творог или простокваша), и бывает она двух видов: саджала (смешанная с водой) и ниджала (не смешанная с водой). Саджала (разведенная водой) также делится на два вида: саснеха (с жиром) и аснеха (без жира). Вышеперечисленные свойства описаны для аснеха такра (без жира). Пахту с добавлением небольшого количества имбиря и тмина рекомендуеся употреблять после каждого приема пищи для улучшения пищеварения и стабилизации кишечной микрофлоры.
- Масту (водная часть творога) подобна (такре) по свойствам, облегчает проходимость кишечника, очищает каналы и устраняет запоры.
- Свежее наванита (сливочное масло) – стимулирует накопление половой энергии, охлаждает (по своим свойствам), придает здоровый цвет коже, наделяет силой, хорошим пищеварением и связывает воду. Оно устраняет дисбаланс ваты, питты и асрик (крови). Оно способствует исцелению от туберкулеза, геморроя, паралича лицевого нерва и кашля. Масло, полученное из молока, связывает воду, способствует устранению кровотечения и заболеванию глаз.
37-39. Гхрита (топленое масло) является идеальным для усиления мышления, памяти, творческих способностей, пищеварения и продления жизни; усиливает сексуальную силу и остроту зрения. Оно также благоприятно детям и старикам, тем, кто хочет иметь большое потомство, долго сохранять молодость и иметь приятный голос; для страдающих от истощения в результате травм грудной клетки, от ран, нанесенных оружием, стремящихся избавиться от парисарпа (герпеса), от ожогов, от нарушений, связанных с дисбалансом ваты и питты, от отравлений, помешательств, туберкулеза, воздействий черной магии и лихорадок. Гхрита является лучшим среди жирных веществ (для терапии маслами и других видов лечения), является холодным по воздействию, а также лучшим для сохранения молодости. Приготовляемое тысячью различных способов, гхрита дарует тысячу благ.
Комментарий: Несмотря на многие полезные свойства сливочного и топленого масла не следует забывать о том, что они (особенно гхрита) очень богаты по содержанию так называемым “прямым холестерином”. В топленом масле в 1,5 раза больше содержится холестерина, чем в мясе. Некоторые поклонники Аюрведы об этом факте не знают, и гордясь тем, что они вегетарианцы, злоупотребляют топленым маслом. В самом холестерине нет вреда, ибо умеренное его употребление необходимо организму для синтеза всех клеточных мембран, половых гормонов и кортикостероидов. Однако, несбалансированное питание большинства современных людей (злоупотребление мясом, яйцами, желтыми сортами сыра – основные источники “прямого холестерина”; рафинированной пшеничной мукой, сахаром, кукурузными изделиями – основные источники “непрямого холестерина”) приводят к раннему развитию атеросклероза, желчнокаменной болезни и различных видов патологии в женской половой сфере.
- Пурана гхрита (гхи, выдержанное десять лет) лечит отравления, эпилепсию, обмороки, заболевания головы, ушей, глаз и половых путей; очищает и исцеляет раны.
- Килата, пийуша, курчика и морана укрепляют, усиливают семя, сон и капху, вызывают запор, тяжесть в животе (затрудненное пищеварение) и вызывают неблагоприятный дисбаланс дош.
Комментарий: Килата – это твердая часть, полученная после нагревания творога или пахты, пийуша – это молоко коровы, только что родившей теленка, надоенное в течение трех дней от момента отела или до момента, когда молоко становится жидким. Курчика – это твердая часть, полученная после нагревания пахты, а морана (или мората) – это ее кислая, жидкая часть.
Молоко и гхи, приготовленные из коровьего молока, являются лучшими (по своим свойствам), а приготовленные из овечьего молока – наихудшими.
- Сок из тростникового сахара является сара (слабительным), тяжелым (для пищеварения), маслянистым, вызывающим тучность, усиление капхи и мочи, возбуждающим половую энергию, охлаждающим по воздействию, исцеляющим кровотечения, сладким на вкус в начале и в конце пищеварения.
43-44. Когда корни сахарного тростника, его побеги и те его части, в которых заводятся паразиты, при обработке перемалываются вместе, полученный сок смешивается с грязными веществами (такими как пыль). Когда между приготовлением и потреблением сока проходит непродолжительное время, сок оказывается испорченным и вызывает ощущение жжения в кишечнике, плохо переваривается и становится причиной запоров.
- Сорт поундрака является лучшим из всех сортов тростника, поскольку его сок прозрачен, сладок и охлаждает тело. За ним следует сорт вамшика.
- За ними следуют соответственно шатапарвака, кантара, найпала и другие. Они имеют слабо щелочной и вяжущий вкус, являются горячими по воздействию и вызывают легкое чувство жжения.
- Пханита (недоваренная черная патока) является тяжелой (трудно усваивается), абхишьянди (усиливает выделения пота и кожного сала, и закупоривает поры), вызывает умеренное усиление (дош) и очищает мочу (увеличивая ее количество).
- Гуда (пальмовый сахар, патока), хорошо промытый (отбеленный и очищенный) не вызывает значительного усиления шлешмана (капхи) и способствует легкому выходу мочи и испражнений. В необработанном виде (непромытый и неочищенный) он вызывает появление большого количества паразитов (в кишечнике) и заболевания костного мозга, крови, жира, мышц, а также увеличение капхи.
Старый гуда (длительной выдержки) благоприятен для сердца и здоровья; в свежем виде он вызывает усиление капхи и ослабляет пищеварительную деятельность.
- Матсьяндика (коричневый сахар), кханда (сахарный леденец) и сита (белый кристаллический сахар) в перечисленном порядке являются лучшими (чем гуда – пальмовый сахар или патока), стимулирующими половую энергию, благоприятными при истощении и ранении, исцеляющими кровотечения и болезненное увеличение ваты.
Яса шаркара (сахар, приготовленный из растения явашака) подобен по свойствам сахару, но отличается горько-сладким и вяжущим вкусом.
- Любой сахар облегчает чувство жара, жажду, рвоту, обмороки и кровотечения.
Из всех продуктов сока сахарного тростника, сахар является лучшим, а пханита (недоваренная необработанная черная патока) – наихудшим.
Комментарий: Рафинированный сахар, который можно купить в современных магазинах значительно отличается по своим свойствам от тростникового сахара грубой очистки. Рафинированный сахар очень быстро распадается до глюкозы и фруктозы еще в ротовой полости. Глюкоза является химически очень активным веществом. Быстро всасываясь в кровь, она под действием инсулина проникает сквозь клеточные мембраны и на уровни митохондрий распадается до АТФ, обеспечивая питание всех тканей организма. Избыточное количество глюкозы превращается в печени и в мышцах в гликоген, причем здоровая печень может за сутки упаковать только 400 г глюкозы, а мышцы, при условии их активной работы – 1200 г глюкозы. Если уровень глюкозы остается, тем не менее, достаточно высоким (что бывает при гиподинамии и нарушении работы печени), глюкоза превращается в жиры, что может вести к избыточному весу, атеросклерозу и даже развитию сахарного диабета II типа. Кроме того, глюкоза, проникая через гематоэцефалический барьер, протаскивает вместе с собой аминокислоту триптофан, из которого синтезируются серотонин и эндорфины, вызывающие чувство умеренной эйфории. При избыточном употреблении рафинированного сахара, эндорфины, вызывая радражение опиатных рецепторов мозга, сопровождающаяся чувством удовлетворения и даже эйфории, возможно развитие так называемой “гликемической зависимости”, когда человек практически не может жить без сахара.
51-52. Мадху (мед) благоприятен для глаз (зрения), является слабительным, уменьшает жажду, шлешман (уменьшает капху), рекомендуется при отравлениях, икоте, кровотечениях, диабете, проказе (и других кожных болезнях), паразитах, рвоте, одышке, кашле, поносе; очищает, заживляет и исцеляет раны. Он (усиливает) вату, является немаслянистым, слегка вяжущим и сладким на вкус. Мадху шаркара (засахарившийся, твердый мед) подобен ему (меду) по свойствам и действию.
Комментарий: Мед – это очень сладкая вязкая субстанция, варьирующаяся по цвету от темно-коричневой до желтовато-белой. Сладость и густота его зависит от местности, вида цветов, с которых его собирали пчелы, времени года и породы пчел. Мед это смесь нектара и цветочной пыльцы. Мед является высококалорийным продуктом, очень близким по составу к плазме крови человека. 100 г меда содержат 300 калорий. В состав меда входят: 32% глюкозы, 2% сахарозы, 36% левулезы, 8% мальтозы, 20% воды, а также около 30 важнейших микроэлементов, витамины группы В, аскорбиновая кислота и витамин К.
При правильном применении мед является ценным лечебно-профилактическим средством. Находящийся в нем белок особенно необходим детям, когда они растут. Углеводы влияют на иммунобиологические и антитоксические свойства организма. Мед регулирует артериальное давление, успокаивает нервную систему, улучшает питание сердечной мышцы, усиливает работу почек, ускоряет обмен веществ, останавливает кровотечение. Натуральные витамины, содержащиеся в меде, более активно влияют на организм, нежели синтетические; их прием вместе с медом исключает передозировку. Мед является противомикробным средством. Такие свойства особенно выражены по отношению к стафилококкам, стрептококкам и дифтерии. Особенно эффективен в этом смысле луговой, полевой, кипрейный, вересковый и тимьяновый мед. С древних времен его применяют не только внутрь, но и накладывают на раны для их более быстрого очищения и заживления. Выявлены также и адаптогенные свойства меда.
- Мед убивает, если употребляется горячим, теми, кто страдает от зноя, если используется в жаркое время года, в жаркой стране и с горячей пищей.
Комментарий: В состав меда входят многие важные ферменты: амилаза, оксидаза, инвертаза, каталаза, пероксидаза и протеолитические энзимы. Нагревание меда до температуры выше 60 градусов ведет к разрушению ферментов; при этом улетучиваются эфирные масла и природные антибиотики, мед теряет свой аромат и превращается в простую смесь сахаров. Кроме того мед в таком состояние крайне неблагоприятен для людей, указанных в данной шлоке.
- Но никакого вреда не вызывает мед, когда он принимается теплым (смешанным с теплой водой) для стимулирования рвоты или процедуры нируха (лекарственной клизмы), поскольку он выводится из тела раньше начала пищеварения.
- Тайла (масла) обычно подобны (по свойствам) своим их источникам (зернам, орехам и семечкам), главным из которых является тила (кунжут).
- Кунжутное масло имеет природу глубоко проникать в ткани тела и быстро по ним распространяться. Оно приводит к заболеваниям кожи, вредит глазам, способно проникать даже в мельчайшие поры, обладает согревающим действием и не усиливает капху. Истощенных людей оно делает полными, а полных – худыми. Оно закрепляет кишечник, уничтожает паразитов; при соответствующем приготовлении применяется при лечении многих болезней.
Комментарий: В древние времена в Индии кунжутное масло было главным среди употребляемых в пищу и использовалось одинаково успешно как для приготовления пищи, так и для лечения болезней. Термин “тайла” конкретно обозначает масло тила (кунжута). Этот термин использовался в своем первоначальном смысле повсеместно, во всех древних книгах по Аюрведе, если только не оговаривалось иначе. Постепенно кунжутное масло стало все меньше использоваться для приготовления пищи, и больше начали употреблять арахисовое, кокосовое, горчичное, рапсовое, соевое, подсолнечное и другие масла. С точки зрения Аюрведы только кунжутное масло следует использовать как лечебное для внутренних процедур. Оздоровительная ценность других видов масел описана ниже. Несмотря на проводимую рекламу, для жарки продуктов питания можно использовать только оливковое масло, которое является химически устойчивым. Все растительные масла, если их не подвергать высоким температурным обработкам (около 300 градусов, как при жарке), не усваиваются организмом. На этом основан их лечебный эффект: они способны связывать холестерин в просвете тонкого кишечника (особенно оливковое, льняное и кунжутное масла) и препятствовать его обратному всасыванию. У них неплохое желчегонное действие и умеренное послабляющее. Аюрведа рекомендует при низких температурных обработках пищи (до 100 градусов) использовать главным образом растительные масла (лучше нерафинированные), а при высоких – топленое или оливковое масло.
- Касторовое масло горькое, острое и сладкое на вкус. Оно является сара (слабительным), тяжелым для усвоения, излечивающим отек мошонки, вздутие живота; болезней, вызванных дисбалансом ваты и капхи, перемежающиеся лихорадки, боли и опухоли поясничной области, половых органов и живота. Ему присуще глубокое проникновение, согревающее воздействие и неприятный запах.
- Масло из красного сорта касторовых семян еще лучше впитывается, является горячим по воздействию, липким и обладает неприятным запахом.
Комментарий: Касторовое масло используют в медицине в основном как слабительное, облегчающее боли и уменьшающее опухоли. Оно является эффективным лекарством “ватахара” (ослабляет возросшую вату), которое помогает при многих заболеваниях. Касторовое масло используют для очищения кишечника, благодаря его способностям вытряхивать вязкую и слизкую аму (продукты неполного метаболизма) из лакун щеточной каемки. Касторовое масло способно устранять повышенную перестальтику и тонус тонкого кишечника и вызывать расслабление сфинктера Одди. Его не используют для приготовления пищи.
- Саршапа тайла (горчичное масло) является острым, горячим по воздействию, хорошо впитывается, уменьшает капху, семя и анила (вату). Оно легко усваивается, вызывает кровотечения, кожные сыпи, проказу и другие болезни кожи, геморрой, язвы и паразитов.
Акша тайла – это масло, приготовленное из зерен бибхитаки (terminalia belerica). Оно сладкое по вкусу, охлаждающее по воздействию, благоприятное для волос, тяжелое в усвоении, уменьшающее питту и анилу (вату).
Комментарий: саршапа и акша также не очень подходят для кулинарии, из-за своих плохих вкусовых качеств. Однако они широко используются Аюрведой для изготовления лекарств.
- Нимба тайла (масло ним) – не очень горячее (умеренно горячее) по воздействию, горькое, уничтожает паразитов и бактерий, проказу и другие кожные заболевания и уменьшает капху.
- Масло ума (льняное) и кусумбха являются горячими по воздействию, вызывают болезни кожи и усиливают капху и питту.
Комментарий: Льняное масло имеет много полезных эффектов для организма сходных с действием оливкового масла. Однако его применение несколько ограничено из-за горького вкуса и недостаточно высокой термической устойчивости.
63-64. Мадья (вина, все алкогольные напитки вообще) стимулируют пищеварение, обостряют вкус, впитываются и являются горячими по воздействию. Они дают удовлетворение (уму) и поддержку (телу), слегка сладкие, горькие и острые на вкус, кислые в конце процесса пищеварения, послабляющие и слегка вяжущие. Они дают хороший голос, здоровье, остроту ума, красивый цвет кожи и хорошее телосложение. Они легко усваиваются, полезны для тех, кто утратил сон или спит чрезмерно, как для слабых, так и для крепких людей; не терпкие, они способны проникать через мельчайшие поры и очищать их, ослабляют вату и капху. Все это присуще им при разумном использовании; при злоупотреблении они подобны яду.
65-66. В свежем состоянии они усваиваются плохо и усиливают все три доши, тогда как выдержанные в течение определенного времени приобретают противоположные свойства. Их не следует употреблять горячими или с горячими закусками; не следует также употреблять их людям, склонным к поносам (или лечащимся слабительными препаратами) или на голодный желудок. Не следует пить слишком слабое или чрезмерно крепкое вино, слишком прозрачное (подобное воде) или чрезмерно мутное, а также испортившееся вино.
Комментарий: Термин “мадья” применяется ко всем алкогольным напиткам вообще. Практика изготовления и употребления алкогольных напитков в Индии восходит еще к временам “Ригведы” (не менее 3000 гг. до н.э.) В те времена, равно как и в наши дни, принято было пить разные сорта вин как одному, так и в компании других людей. Алкогольные напитки вызывают приподнятое настроение, а также нервное и умственное возбуждение. С этими эффектами связана их необыкновенная популярность. Но их положительное воздействие незначительно и при регулярном потреблении приводит к алкогольной зависимости, которая столь сильна, что человек не может обходиться без очередной порции даже несколько часов. Не следует забывать, что алкоголь является “сахаром в кубе”. Быстро проникая в кровь через слизистую ротовой полости и желудка, он немедленно насыщает кровь глюкозой, повышает уровень инсулина и напрямую, проникая через гематоэнцефалический барьер, вызывает сильное раздражение опиатных рецепторов головного мозга. Чрезмерное употребление спиртных напитков вызывает разрушение нейронов, клеток печени и почек. Кроме того, алкоголь очень быстро вызывает развитие ацидоза крови (изменения уровня РН в кислую сторону), что приводит к интенсивному осаждению амы в различных тканях организма. Прекрасно понимая это, специалисты Аюрведы, стремясь предохранить здоровье, предписывали множество правил для употребления алкогольных напитков, таких как: употреблять их в небольшом количестве, пить только после еды и не на пустой желудок, выпивать не одному, а в обществе доброй компании, и некоторые другие. Следуя данным предписаниям, можно уменьшить неблагоприятное воздействия алкогольных напитков. Регламентированное употребление алкоголя может принести некоторую пользу телу и уму, но его бесконтрольное употребление наносит огромный вред, и в этом случае алкогольные напитки становятся подобными яду и вызывают сильную зависимость.
- Сура (пиво) способствует устранению метеоризма, геморроя, заболеваний 12-перстной кишки и туберкулеза, является увлажняющим и тяжелым для пищеварения. Онo ослабляет вату, вызывает увеличения жира, крови, молока, мочи и капхи.
Комментарий: Сура изготавливалась ранее посредством сбраживания смеси воды, рисовой муки, пальмового сахара (патоки) и некоторых других компонентов, чем-то напоминая современное пиво. Оказывая некоторое релаксирующее, мочегонное и отхаркивающее действие, пиво могло рекомендоваться определенным пациентам в умеренных количествах. Тем не менее, злоупотребление этим напитком не чем ни лучше другого вида алкоголя. Более того, пиво способствует быстрому развитию избыточного веса, ослаблению почек и развитию венозного застоя органов малого таза.
68-69. Сура, приготовленное из вибхитики (не слишком опьяняющий напиток), легко усваивается, полезна для здоровья; не столь опасна (как другие алкогольные напитки) при ранениях, анемии, проказе и других кожных заболеваниях.
- Сура, приготовленное из ява (ячменя), вызывает запор, не очень легко усваивается, не маслянистая и усиливает все три доши.
70-71. Когда аришта (перебродивший отвар) употребляется как опьяняющий напиток, он обладает свойствами веществ, из которых был приготовлен, и является более пьянящим, чем все алкогольные напитки. Он лечит заболевания 12-перстной кишки, анемии, проказу и другие кожные заболевания, геморрой, отеки, туберкулез, лихорадку, вздутие живота, устраняет кишечных паразитов и болезни селезенки. Он является вяжущим, острым и вызывает дисбаланс вата-доши.
- Мардвика (вино, приготовленное из винограда) обладает защитным действием, для сосудов сердца и головы, теплой вирьей, сладкое, сара (послабляющее), вызывает небольшое усиление питты и анилы (ваты), применяется при лечении анемий, диабета, геморроя и устранению кишечных паразитов.
Комментарий: Виноград (особенно красных сортов), крайне богат наиболее сильными антиоксидантами – протоантоцианами, способными нейтрализовать действие свободных радикалов, вызывающих повреждения внутренней оболочки артерий. Кроме того, в винограде найдены катехины, укрепляющие эндотелий. Таким образом, сухие виноградные вина (особенно красные) в умеренных количествах способствуют профилактики атеросклероза, одного из самых грозных заболеваний нашего времени.
- Кхарджура – (вино, приготовленное из фиников) – хуже по качеству, чем виноградное, создает неблагоприятное усиление вата-доши и тяжело усваивается.
Шаркара – (вино, приготовленное из сахара) – имеет сладкий запах, сладкий вкус, благоприятно для сосудов, не очень опьяняет и легко усваивается.
Гоуда (вино, приготовленное из неочищенной черной патоки) выводит мочу, фекалии и газы; оно укрепляет тело и возбуждает аппетит.
Сидху (вино, приготовленное из перебродившего сока сахарного тростника) создает дисбаланс ваты и питты, вызывает потерю синовиальной жидкости и способствует болезням шлешмана (капхи), избыточному весу, отекам, увеличению живота и геморрою. Вино, приготовленное кипячением сока сахарного тростника, является наилучшим.
- Мадхвасава (вино, приготовленное из меда) устраняет закупорки, проникает глубоко, способствует излечению от диабета, хронического ринита и кашля.
- Шукта (вино, приготовленное из корней и клубней) усиливает влажность крови, питту и капху и гонит вату вниз. Оно очень горячее по воздействию, глубоко проникает и вызывает сухость. Оно кислое, благоприятное для сосудов, обостряет вкусы, является сара (послабляющим), повышает аппетит, является холодным на ощупь, излечивает анемию, болезни глаз и устраняет паразитов.
- По степени легкости усвоения сорта шукта имеют следующий порядок: шукта, приготовленное из пальмового сахара, сахарного тростника, меда и винограда.
- Асава (перебродивший настой), приготовленный из клубней, корней, плодов подобен (по своим свойствам шукта).
Асава (перебродившие настои), приготовленные из шандаки (шариков обжаренного неочищенного риса с добавлением специй, высушенных на солнце и затем долго кипевших в растительном масле) и других продуктов (таких как жмых), которые прокисли на протяжении времени, возбуждают аппетит и легко усваивается.
79-81. Дханьямла (алкогольный напиток, приготовленный сбраживанием воды, в которой были слегка отварены или просто вымыты рис или другие крупы и бобовые), является послабляющим, глубоко проникающим, горячим по воздействию, вызывающим дисбаланс питты и холодным на ощупь. Он уменьшает усталость и истощение, возбуждает аппетит и голод, излечивает боль в мочевом пузыре, идеален для использовании при процедуре астхапана (лекарственной клизмы), благоприятен для сердца, легко усваивается и ослабляет вату и капху.
Подобные свойства присущи также Саувирака и Тушодака; они избавляют от паразитов, болезней сердца, метеоризма, геморроя и анемий. Приготовлены они соответственно из очищенного ява (ячменя) и неочищенного ява.
82-83. 82-83. Мутра (урина) коровы, козла, овцы, буйвола, слона, лошади, верблюда и осла вызывают дисбаланс питты, не маслянистая, проникает глубоко, согревающая по воздействию и является острой и соленой на вкус. Она избавляет от паразитов, отеков, метеоризма, кишечных колик, анемии, дисбаланса капхи и анилы (ваты), утраты вкуса (или аппетита), а также способствует выведению ядов, излечивает от дерматитов, проказы и геморроя. Она легко переваривается.
Комментарий: Урина (моча), хотя она и является одним из “отходов” тела, обладает множеством лечебных свойств, о которых знали еще в древности, вследствие чего урина применялась в медицинских целях как внутрь, так и виде наружного средства. Коровья урина использовалась чаще, чем урина других животных, ввиду совершенно особого, благоговейного отношения к корове в Индии. Тем не менее, Аюрведа не очень поддерживает применение человеческой урины, особенно в наши дни. Урина современных людей содержит достаточно большое количество неблагоприятных субстанций из-за нарушенной экологии, неправильного питания и образа жизни.
- Таково, вкратце, описание свойств жидких веществ, таких как вода, молоко, сок из сахарного тростника, масло, вино (а также урина).
Так заканчивается глава, называемая Дравадравья вигьянания, пятая глава Сутрастханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты
Перевод М.Момота, Ю. Сорокиной