РАЗДЕЛ V
КАЛПАСИДХИСТХАНА
Глава 6 - Дравьякалпа
(природа медицинских рецептов)
Теперь мы изложим главу дравья калпа – природа медицинских рецептов,– так
сказал Атрея и остальные мудрецы.
1-4. Идеальные лекарственные вещества (травы) для приготовления лекарств – те,
что выросли в пустынной местности, в регионах с умеренным климатом, на ровных
местах, выросшие в хорошей почве, чистые, выросшие вдали от мест захоронений, у
буддийских монастырей (или близ большого дерева), у дорог, в ущельях, близ
муравейников, в мягкой глине, поблизости от источника воды, который расположен
справа, в местности, покрытой травой куша и рохиша, на невспаханной земле и не в
тени больших деревьев.
Идеальны для приготовления лекарств те травы, что наделены хорошим цветом,
вкусом и другими свойствами, те травы, что не потревожены насекомыми, не
опалены лесным пожаром, не осквернены никаким другим способом и не
подвержены никаким патологиям. Благоприятны травы, которые в должное время
года были насыщены всеми бхута (пятью основными элементами), тенью,
солнечным светом, водой и т.п., широко разросшиеся, с корнями, устремленными в
северном направлении.
5-7 . (Мудрому врачу следует собирать все эти травы, произнося следующий гимн:
“Вы, благотворные травы, своею мощью и великолепием умерьте страдания
Махендры, Рамы, Кришны, брахманов и коров и даруйте им благополучие”).
Затем, совершив благоприятные обряды, исполнив свои ум и сердце преданностью,
будучи чистым (одеждой, разумом и т.п.), воздержавшись (предыдущим вечером) от
принятия пищи, врачу следует, в надлежащий сезон, собрать наполненные соком
(свежие, в зеленом состоянии) травы, растущие в благоприятных местах. Если это
невозможно, следует собирать такие травы, возраст которых не превышает года, за
исключением гуда (пальмового сахара), гхрита (гхи), кшаудра (мёда), дханья
(кустумбуру), кришна (пиппали) и виданга. Коровье молоко, навоз и мочу следует
собирать только от молодой и здоровой коровы; ткани (кровь, мышцы, жир и т.п.),
перья, копыта, рога и т.п. следует собирать только у тех животных и птиц, которые
молоды и полны сил.
8. За исключением соли, источником кашайя (рецепта) являются (лекарственные
вещества) пяти вкусов. Раса (свежий сок), калка (паста), шрита (лекарственный
отвар), шита (холодный раствор), пханта (горячий раствор) – таковы пять
разновидностей кашайя (рецептов, лекарственных составов), каждый из которых в
превосходящем порядке сильнее предыдущего.
9-10. Сок, извлеченный из свежего (зеленого) растения, хорошо протертый и
отжатый через ткань, называется свараса (свежим или натуральным соком). Калка
(паста) это вещество, приготовленное с какой-либо жидкостью, чурна (порошок) –
вещество, приготавливаемое без какой-либо жидкости, шрита (или куатха) – это
лекарственный отвар (прокипяченный с какой-либо жидкостью), шита (холодный
раствор) – вещество, вымоченное или настоянное в какой-либо жидкости в течение
ночи (и затем процеженное), пханта (горячий раствор) – это лекарственное средство,
растворенное в какой-либо теплой жидкости, размешанное, процеженное сквозь
ткань и использованное сразу же после приготовления.
11-12. Дозу этих (составов или лекарственных форм) определяют в соответствии со
(свойственной) болезни силой и т.п. По словам муни (Чараки): “Ни для отдельного
средства, ни для состава не существует определенной или устойчивой дозы; они
зависят от болезни, природы пищеварительного тракта пациента, его силы и
возраста, от (характера) местности и времени года (сезона)”.
13-14. Средней предписанной дозой свараса (свежего сока) считают количество в
четыре пала; средней дозой песья (пасты) считается один карша, вымоченный в трех
пала жидкости. Куатха готовят в одном пала лекарственного средства, кипятят в
половине прастха жидкости и доводят отвар до четверти первоначального объема;
шита готовят с одним пала лекарственного средства, вымоченного в шести пала
жидкости. Следующий из них (пханта) готовят с одним пала лекарственного
средства и четырьмя пала жидкости.
15. Если для снеха пака (рецепта лекарственного гхи или растительного масла) особо
не упомянуто количество (каждого компонента), количество составляющих его
калка (пасты), снеха ( гхи, растительного масла и т.д.) и драва (жидкостей – отваров)
должно последовательно увеличиваться в четыре раза по отношению к
предыдущему.
Комментарий: В рецептуре гхи или растительного масла количество калка (пасты), снеха
(жира) и драва (отвара) должно соответственно составлять одну, четыре и восемь частей.
16. Шаунака говорит: если при приготовлении лекарственного жира необходимо
использовать чистую воду, отвар или свежий сок и пасту из лекарственных средств,
их количество должно составлять соответственно одну, четыре, шесть и восемь
частей.
Комментарий: Количество пасты должно составлять одну часть, чистой воды должно быть
четыре части, количество отвара должно составлять шесть частей, и свежий сок должен
составлять восемь частей .
Если (при приготовлении лекарственного жира) нужно использовать более пяти
жидкостей, их количество должно быть равным количеству жира.
17-18. Правильно приготовленная паста не должна прилипать к пальцам.
Правильно приготовленный жир, при выливании на огонь, не издает никакого
треска и придает огню хороший цвет и т.п. При проявлении таких признаков его
(лекарственный жир) следует быстро удалить (из очага). (В стадии надлежащего
приготовления) пузыри в лекарственном гхи исчезают; в случае приготовления
лекарственного растительного масла пузыри начинают появляться.
Комментарий: Описанные выше способы проверки фаз приготовления лекарственных
жиров можно объяснить следующим образом. Небольшое количество пасты из
лекарственных средств извлекают из кипящей жидкости и скатывают между большим и
указательным пальцами; если она не прилипает к пальцам, она приготовлена правильно.
Когда лекарственный жир выливают на огонь, он ярко горит, не издавая никакого шума.
Когда на кипящем гхи пузыри исчезают, а на кипящем растительном масле появляются в
большом количестве, они считаются правильно приготовленными, и их следует удалить с
очага.
Признаки правильного приготовления леха (конфитюра, джема) таковы: он
принимает нитевидную форму, тонет в воде и становится либо подвижным, либо
неподвижным.
Комментарий: Нитевидная форма и свойство тонуть в воде – это признаки всех
конфитюров; некоторые конфитюры сохраняют свойство быть подвижными (тянуться
подобно гелю), а некоторые теряют эту способность (становясь твердыми).
19-21. Пака (обработка или приготовление) бывает трех родов или степеней: манда
(слабое, мягкое), чиккана (приготовленное вполовину силы, среднее) и кхарачиккана
(очень сильное). При манда вещество по своим (признакам) подобно пасте; при
чиккана оно становится похожим на мадана (пчелиный воск); при кхарачиккана оно
становится тусклым, черным и не принимает нитевидной формы. После этих трех
стадий приготовления наступает дагдха (чрезмерное приготовление, пережигание,
обугливание); использование такого вещества не приведет к желаемой цели. Если
лекарственный жир приготовлен неправильно, он приводит к ослаблению
пищеварительного огня. Мридупака (слабую обработку) следует использовать для
введения лекарства через нос, кхара пака (сильную обработку) – для умащения или
массажа тела, а чиккана пака (умеренное приготовление) – для питья и терапии
методом клизмы.
22. Шана, панитала, мушти, кудава, прастха, адхака, дрона и ваха – эти меры
превосходят каждую предшествующую в четыре раза, в последовательном порядке.
Влажные лекарственные средства (травы в свежем, зеленом состоянии) следует
класть в состав во вдвое большем количестве, чем в сухом состоянии. Это же
относится и к жидкостям, начиная с кудава и т.п. (их следует использовать во вдвое
большем количестве, чем это упомянуто в рецепте).
23-24. Если в рецепте лекарственного жира особо не указана используемая жидкость,
для вымачивания и смешивания лекарственных средств следует использовать воду.
Там, где особо не указывается количество составляющих лекарство ингредиентов,
их следует класть в равном количестве. В тех рецептах, где особо не упоминается
форма лекарственного средства, это средство следует готовить в виде пасты. Там, где
особо не упоминается часть используемого растения, следует использовать корни;
подобным же образом поступают в тех случаях, когда необходимо использовать не
слишком распространенное лекарственное средство (используют только корни
трав).
25-28. Шесть вамси составляют один маричи, шесть маричи составляют один
саршапа, восемь саршапа составляют один тандула; два (тандула) составляют один
дханьямаша или ява; четыре (дханьямаша) составляют один андика, машака или
шана.
Два шана составляют один ватака, кола, бадара или дранкшана; два ватака
составляют один акша, пичу, панитала, суварна, кавала, граха, карша, бадала падака,
тиндука, паниманика, шукти, аштамика или пичу, – все эти слова используют для
обозначения одного и того же. Два пичу составляют один шукти, пала, пракунча,
билва, мушти, амра или чатуртхика; два пала составляют один прасрата; два
анджали составляют один маника, адхака, бхаджана, камса, дрона, кумбха, гхата или
армана; сто пала составляют один тула; двадцать (тула) составляют один бхара.
29. Травы обычно собирают в горах Химават и Виндхья. Те, что собраны в первом
месте (горах Химават) являются саумья (холодными, охлаждающими, слабыми по
воздействию) и благотворными для здоровья, в то время как травы, собранные в
другом месте (горах Виндхья), являются агнейя (горячими, огненными и сильными
по воздействию).
Так заканчивается глава, называемая дравья калпа, шестая глава
Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой
является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.
Так заканчивается Калпасиддхистхана
– пятый раздел Аштангахридайи.
Перевод Ю. Сорокиной