РАЗДЕЛ V

КАЛПАСИДХИСТХАНА

Глава 2 - Виречана Кальпа

(рекомендации по применению терапии
методом очищения кишечника или слабительные составы)

Теперь мы изложим главу Виречана Калпа – приготовление слабительных составов,–
так сказал Атрея и остальные мудрецы.

Триврит-Шьяма калпа
1. Триврит, будучи вяжущим, сладким, сухим и острым в конце переваривания,
ослабляет капху и питту и своей сухостью вызывает увеличение анилы
(ваты).
2. Соединенный с лекарственными средствами, ослабляющими вату, питту и
капху, приготовленный с различными составами, он способен излечивать все
болезни.
3-5. Известно, что корни этого растения бывают двух разновидностей: а). шьяма
(голубого цвета), называемые шьяма и б). шьямаруна (голубовато красного цвета),
известные как триврит. Из этих двух разновидностей те, что называются триврит,
очень полезны, не приносят вреда и легки (в употреблении). Они благоприятны
людям со слабой конституцией, детям, пожилым людям и тем, у кого слабый
кишечник.
Разновидность шьяма из-за своего глубоко проникающего и быстрого воздействия
вызывает обморок, галлюцинации, скребущее ощущение в области сердца и горле, а
также язвы (в горле). Но даже эта разновидность может подходить людям с крепким
кишечником или при сильном увеличении дош, а также тем, чей организм
сопротивляется воздействию (слабительных средств).
6. Следует выкопать корни, глубоко сидящие, гладкие, не слишком разросшиеся в
стороны. С них следует снять кору, выбросив сердцевину (этих корней); затем кору
следует высушить и хранить.
7-8. Затем, в надлежащее время, при болезнях, порожденных ватой, порошок из этой
коры смешивают с небольшим количеством нагара и саиндхава и принимают,
используя в качестве сопровождающего напитка какую-либо кислую жидкость. При
болезнях, порожденных питтой, его принимают смешанным с гхи, сахаром и мёдом,
используя в качестве сопровождающего напитка молоко, сок дракша, икшу,
кашмарья, лекарственные средства групп сладкого вкуса (см. 10 главу сутрастханы)
или сок (отвар) вара. При болезни, порожденной капхой, его смешивают с порошком
панчакола, используя в качестве сопровождающего напитка пилу, коровью мочу,
кислую кашу или другие подобные средства, ослабляющие капху.
9. К леха (конфитюру), приготовленному из пасты и лекарственного отвара
триврита и сахара, добавляют мёд и триджата. После того, как он остынет, его
применяют как очищающее и стимулирующее сердечное средство.
10-11. Аджагандха, тавакшири, видари, шаркара и триврит, измельченные в
порошок и принятые с мёдом и гхи, легко вызывают послабление при саннипата
джвара (лихорадке, порожденной увеличением всех дош одновременно), скованности
частей тела, жажде и ощущении жжения.
12. Части сахарного тростника расщепляют и внутрь тростника помещают порошок
триврит; затем ломтики тростника связывают вместе и приготавливают методом
путапака (скрепленные ломтики обертывают в листья, покрывают глиной,
высушивают, на несколько минут помещают в горящий уголь и извлекают из него
после того, как они раскалятся докрасна). После остывания глиняную корку следует
удалить, а приготовленный таким образом тростник следует пережевывать.
13-14. К равному количеству нили, бхринга (твак) и эла добавляют равное им трем
количество триврита, к ним добавляют равное им всем количество сахара и
измельчают в порошок. Этот порошок, добавив к нему фруктовый сок, мёд и
(ячменную) муку, превращают в тарпана (питательный напиток). Этот состав
является не приносящим вреда слабительным средством при болезнях,
порожденных ватой, питтой и капхой, а также подходящим для тех, у кого
ослаблена пищеварительная деятельность и кто слаб по своей конституции.
15-16. Равное количество семян виданга, вара, явашука (ячменные колосья) и кана и
половина (от их общего количества) триврита, измельченное в порошок и
принимаемое с мёдом и гхи или с пальмовым сахаром-сырцом (недоваренной
патокой) предотвращает вздутия живота, увеличение живота вследствие
заболевания селезенки, кашель, халимака (зрелую стадию желтухи), потерю вкуса
или аппетита и множество других болезней, вызванных капхой – ватой.
17-20. По одному карша виданга, пиппали мула, трипхала, дханья, читрака, марича,
индраява, аджаджи, пиппали, хастипиппали, дипьяка и панча лавана (пяти солей)
измельчают в порошок. К нему добавляют по восемь пала тила тайла и порошка
триврит, три прастха сока дхатрипхала и половину тула гуда (патоки или
пальмового сахара-сырца). Все это приготавливают на маленьком огне (до
состояния джема). Его следует принимать в предписанной дозе, не соблюдая каких-
либо особых режимов (диеты или деятельности). Этот состав лечит проказу,
геморрой, диабет, увеличение живота, свищ прямой кишки, заболевания 12-перстной
кишки и малокровие, а также является пумсавана (средством, способствующим
рождению детей мужского пола). Этот кальянака гуда подходит в любое время года.
21-23. Вьоша, триврит, семена кутаджа, амбхода, кримингха, амалака и триврит,
положенные в равном количестве и смешанные с равным своему общему объему,
измельчают в порошок и, при помощи мёда, скатывают в пилюли. Этот состав
лучше всего подходит при дизурии, лихорадке, рвоте, кашле, туберкулезе,
головокружении, истощении, ощущении жжения, малокровии, слабом пищеварении
и различных видах отравлений. Этот состав, известный как авипаттикара йога,
идеален для пациентов с заболеваниями, вызванными питтой.
24. Триврит, семена кутаджа, пиппали и вишвабхешаджа, смешанные с мёдом и
соком дракша, являются подходящими слабительными средствами во время варша
(сезона дождей).
25. Триврит, дуралабха, муста, шаркара, идучья, чандана, яштьяхва и сатала,
принимаемые вместе с соком дракша, особенно подходят в осенний период.
26. Триврит, читрака, патха, аджаджи, сарала, вача и сварнакшири, истолченные
все вместе в порошок и принятые с теплой водой, особенно подходят во время
хеманта (холодного времени года).
27-28. Триврит с равным количеством шаркара является (идеальным) слабительным
средством во время гришмакала (летнего периода).
Триврит, траянти, хапуша, сатала, катурохини и сварнакшири измельчают в
порошок и настаивают в течение трех дней. Этот состав подходит для применения в
любое время года и удаляет мала (доши) у тех, кто был должным образом пропитан
маслом (применением олеотерапии).
29. Шьяма, триврит, дураламбха, хастипиппали, ватсака, нилини, катука, муста и
шрештха измельчают в порошок и принимают с гхи и теплой водой. Этот состав
подходит даже тем, кто сух (не подвергался масляной терапии), и благотворен в
любое время года.
Так заканчивается Шьяматриврит калпа.

Раджаврикша Калпа
30-31. При таких болезнях, как лихорадка, сердечные заболевания, подагра,
восходящее движение ваты и подобные нарушения, лучше всего подходит
раджаврикша, поскольку он мягок (не слишком силен), сладок (на вкус) и прохладен
(по воздействию). Благодаря своему мягкому воздействию и безвредности
чатурангула (раджаврикша) особенно показан детям, пожилым людям, тем, у кого
повреждена грудь (легкие), кто истощен и слаб по своей конституции.
32-33. Во время плодоносного сезона зрелые, полноценные и тяжелые плоды
(раджаврикша) собирают и в течение семи дней запекают в песке. Затем их
извлекают, отделяют сердцевину (костный мозг) и хранят в чистом сосуде (до тех
пор, пока они не понадобятся).
34-36. Пациентам, страдающим от ощущения жжения и восходящего движения ваты,
а также детям в возрасте от четырех до двенадцати лет следует принимать его вместе
с соком дракша.
Можно назначать раствор чатурангула (раджаврикша) вместе с творожной водой
(сывороткой), пивной накипью и соком дхатрипхала (каждым в отдельности), или
пастой триврит и саувирака (перебродившей водой, в которой промывали рис).
37. Костный мозг плода помещают в отвар данти, смешанный со старой патокой или
пальмовым сахаром-сырцом и затем, в течение месяца или двух недель, позволяют
ему подвергаться процессу брожения. Такой перебродивший отвар можно
принимать в качестве питья.
Так заканчивается раджаврикша калпа.

Тилвака Калпа
38-40. Собирают внешнюю кору корней тилвака, удаляя их внутреннюю оболочку,
высушивают на солнце, толкут в мелкий порошок (и разделяют на три части). Две
части этого порошка вымачивают в отваре самого родхра (тилвака) и процеживают.
Третью часть (тилвака) снова вымачивают или настаивают в отваре того же самого
(тилвака); затем эту часть вновь вымачивают в отваре дашамула, высушивают и
хранят наготове. В качестве слабительного средства его принимают в количестве
одного панитала (карша) вместе с масту (сывороткой), коровьей уриной, пивной
накипью, соком кола или дхатрипхала.
41. Леха (конфитюр), приготовленный с отваром и пастой тилвака с добавлением
сахара и смешанный с гхи, является лучшим слабительным составом.
Так заканчивается тилвака калпа.

Судха Калпа
42-46. Судха быстро разбивает скопление дош, но действует чрезмерно сильно и
вызывает много осложнений и недомоганий. Поэтому не следует назначать её людям
со слабым кишечником, детям, старикам, ослабленным пациентам и пациентам с
хроническими заболеваниями. Это средство следует использовать при вздутии
живота, увеличении живота, искусственном отравлении, заболеваниях кожи,
сахарном диабете, малокровии, душивиша (слабом отравлении), опухании (водянке)
и расстройствах разума, порожденных (усилившимися) дошами.
Лучше всего использовать ту разновидность судха, у которой много острых шипов, и
чей возраст не превышает двух или трех лет. Растение следует надрезать ножом,
лучше в конце шишира (холодного сезона) и нацедить млечный сок. Затем его
следует смешать с равным количеством отвара из лекарственных средств билвади
панчамула (по отдельности) или бхарнги, приготовить над горящим углем и скатать
в пилюли. Этот состав следует принимать вместе с масту (сывороткой), коровьей
уриной, сура (пивом) и другими подобными средствами.
47-48. Девять лекарственных средств, начиная с триврит (триврит, шьяма,
арагвадха, тилвака, снухи, шанкхини, саптала, данти и драванти), вара (трипхала),
сварнакшири и сатала в течение семи дней вымачивают в млечном соке снука, а
затем принимают вместе с гхи. Подобным же образом можно принимать вьоша,
уттама, кумбха, никумбха и агни (измельченными в порошок и вымоченными в
млечном соке снука), запивая сиропом пальмового сахара или патоки.
Так заканчивается судха калпа.
49-50. Не слишком сухие плоды шанкхини собирают и очищают от кожуры. Затем
собирают (и хранят готовыми к использованию) корни саптала. Оба средства очень
сильно расширяют (тканевые каналы), и поэтому их следует использовать при
болезнях, порожденных капхой, увеличении живота, отравлении, водянке и т.п. При
болезнях сердца, порожденных вата – капхой, а также при вздутии живота следует
использовать пасту из этих средств в количестве одного акша, запивая мадира
(вином).
Так заканчивается шанкхини-саптала калпа

Дантидраванти Калпа.

51-56. Напоминающие бивень слона корни данти и драванти, – твердые и плотные,
медные и голубые по цвету, обладающие свойством глубокого проникновения и
горячие по воздействию, – действуют стремительно и приводят к быстрому
очищению каналов. Их следует обмазать мёдом и (пастой) пиппали, обернуть травой
дарбха, покрыть глиной, высушить и поместить внутрь груды горящих углей. Когда
из них начнет выходить пар, их следует извлечь, снять покрывающие их корочки и
высушить на неярком солнце или над слабым огнем. От этого корни теряют свою
способность вызывать расширение каналов. Затем следует их принимать вместе с
масту (сывороткой), такра (пахтой), соком пилу или асава (перебродившим
раствором). Лекарственный гхи, приготовленный с пастой и лекарственным
отваром (корней данти и драванти) и отваром дашамула лечит висарпа (герпес),
абсцессы, аладжи (разновидность кожных заболеваний), какша (опухоли или
воспаления подмышечных желез) и ощущение жжения. Лекарственное масло,
приготовленное с корнями данти и драванти лечит вздутие живота, диабет,
геморрой, запор и ухудшение капхи и марута (ваты). Махаснеха (смесь жирных
веществ), приготовленная с этими средствами, лечит недомогания, вызванные
затруднением выхода фекалий, семени и газов, а также увеличением анилы (ваты).
Так заканчивается Дантидраванти Калпа.

Харитаки Кальпа

57. Для того, чтобы вызвать послабление (при назначении слабительной терапии)
следует главным образом использовать эти девять (лекарственных средств), начиная
с триврита.
58-60. Харитаки можно использовать точно таким же способом, как и триврит.
Восемь пала гуда (пальмового сахара), двадцать (частей) патхья (харитаки), по
одному пала данти и читрака, по одному карша пиппали и триврита, измельчают в
порошок, приготавливают вместе и скатывают в десять таблеток. Следует один раз
в десять дней принимать одну такую таблетку, запивая теплой водой. Таким путем
следует принять все десять таблеток. Такой режим, не требующий каких-либо
дополнительных лечебных мер, лечит все заболевания; особенно благотворен он при
заболеваниях 12-перстной кишки, малокровии, зуде, высыпаниях на коже и
геморрое.
Так заканчивается Харитаки Калпа.

61. В зависимости от близости (сочетания с веществами, схожими по воздействию)
или противостояния (сочетания с веществами противоположными по воздействию),
от времени применения, времени приготовления состава и от графика (способа
назначения) лекарства, даже принятые в небольшом количестве могут оказать очень
сильное воздействие, а лекарства, принятые в большом количестве, могут оказать
очень слабое воздействие.
62. Слабительные составы следует назначать вместе с порошком твак, кесара,
амратака, дадима, эла или ситопала, макшика, матулунга или мадья, которые
приносят пациенту удовольствие.

Так заканчивается глава, называемая Виречана Калпа, вторая глава
Калпасиддхистханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой
является Шримад Вагбхата, сын Вайдьяпати Симхагупты.

Перевод Ю. Сорокиной

Следующая Глава 6 Дравьякалпа

Scroll to Top