РАЗДЕЛ III
НИДАНАСТХАНА
Глава 1 - Сарварога Ниданам
(диагностика болезней в целом)
Теперь мы изложим главу Сарварога ниданам – способы диагностики болезней,- так сказал Атрея и остальные мудрецы.
1. Рога, папма, джвара вьядхи, викара, духкха, амайя, якшма, атанка, гада и абадха – все эти названия обозначают болезнь (являются синонимами).
Комментарий: Каждый из этих терминов обозначает какой-либо аспект болезни. Болезни, именуемые “рога”, носят это имя из-за вызываемой ими боли; именуемые “папма” – из-за того, что порожде¬ны греховными действиями; болезни, именуемые “джвара” – из-за причиняемых страданий, “вьядхи” – из-за того, что вызывает различ¬ные нарушения, болезни “духкха” – из-за того, что они вызваны различными видами несчастий, “амайя” – потому, что она вызывается амой (отсутствием надлежащего пищеварения, неправильными обмен¬ными процессами. “Якшма” именуется так из-за того, что является группой болезней (комплексом симптомов), “атанка” – из-за того, что делает жизнь полной несчастья, “гада” – из-за того, что вызывается множеством причин и “абадха” – из-за того, что вызывает постоянный дискомфорт (тела, разума и органов чувств). Следует добавить, что термин “доша” также используется для обозначения болезни.
2. Существуют пять методов (способов) диагностики. Нидана (причина), пурварупа (предварительные симптомы), рупа (характерные для болезни признаки и симптомы), упашайя (диагностические тесты) и сампрапти (форма проявления болезни) – вот пять способов получить ясное знание (диагностики) болезней.
Нидана (причина) обозначается такими синонимами как нимитта, хету, айятана, пратьяя, уттхана и карана.
Комментарий: Существует еще несколько редко используемых синонимов: мула, мукха, пракрити, атьятана и йони. У термина “нидана” есть еще два значения:
Та, что снабжает точной информацией. В этом смысле ее применяют для диагностики болезней, и в этом качестве (снабжения точной информацией о болезнях) ее используют в этом разделе текста (нидана стхана);
“Причина” чего бы то ни было. В контексте болезни это относится к причине болезни. Это второе значение является более распространенным.
3. Прагрупа (или пурварупа) – это появляющиеся перед наступлением болезни признаки и симптомы ее приближения. Поскольку по своей природе эти признаки не сильны и проявляются слабо, они не приписываются какой-либо отдельной доше. Далее будут перечислены особенности их проявления при каждой болезни.
Комментарий: Пурва рупа бывает двух разновидностей: 1. Саманья и 2. Вишишта. Первая из них включает в себя симптомы, вызванные одной или большим числом усилившихся дош. Эти симптомы обычно исчезают тогда, когда болезнь явственно проявилась, и являются общими для многих заболеваний. Вторая из них, включающая в себя признаки и симптомы надвигающейся болезни как таковой, проявляется умеренно и продолжает существовать в будущей стадии заболевания. Древние тексты описывают первую разновидность под одним именем “пурварупа” в отношении многих болезней, поскольку врачу трудно определить эти признаки и приписать их определенным заболеваниям. Вторая разновидность может упоминаться или не упоминаться, поскольку врачу не составляет труда распознать характерные особенности болезней.
5. Только после того, как эти (предшествующие признаки) становятся ясно выраженными (проявленными), они получают название рупа (характерные признаки и симптомы болезней). Они также называются самстхана, вьянджана, линга, лакшана, чинха и акрити.
6-7. Когда назначенное лечение, пища и деятельность являются випарита (противоположными) причине, болезни или им обеим, и приносят пациенту облегчение, они называются упашайя. Когда назначенное лечение, пища и деятельность не противоположны (тождественны, одинаковы по своей природе), но вызывают эффект противостояния болезни (випаритартхакари) и облегчают состояние пациента, они также называются упашайя. Их еще называют сатмья (подходящими для болезни и пациента). Противоположностью упашайя являются анупашайя и асатмья – методы лечения, неподходящие для болезни.
Комментарий: Диагностические тесты необходимы только в том случае, когда врач, применив другие методы, не может принять окончательного решения в отношении диагноза. Древние комментаторы приводят следующий пример. Пациент приходит к врачу, жалуясь на скованность (негибкость, утрату подвижности) бедер.
Это является симптомом двух болезней: 1. Пакшагхата (паралич ног, гемиплегия), болезни, вызванной усилением ваты; 2. Урустхамбха – болезни, вызванной усилением капхи и меда (жира). Если после применения иных методов врач все еще не способен определить причину болезни, он назначает смазывание бедер растительным маслом. Если такое лечение облегчает состояние пациента (упашайя), болезнь его является пакшагхата, поскольку масло ослабило вату. Если же, напротив, лечение усилило страдания (анупашайя), тогда его болезнь диагностируется как урустхамбха, поскольку масло значитель¬но усилило капху. Так эта процедура развеивает сомнения в отношении диагноза. Читатели найдут подробности этих разновидностей упашайя в комментариях к Мадхава нидане, Чарака самхите и т.п.
8. Происхождение (развитие и проявления) болезни, порожден¬ной испорченными (усилившимися) и постоянно циркулирую¬щими дошами, носит название сампрапти, а также джати и агати.
9-11. Сампрапти бывает пяти разновидностей: санкхья, викалпа, прадханья, бала и кала. Санкхья сампрапти – это перечисление разновидностей (видов) каждой болезни, например, когда говорят, что джвара (лихорадка) бывает восьми разновидностей (и так же для других болезней). Определение различных аспектов дош, включая их разновидность, количество, свойства и функции
– это викалпа сампрапти. Определение болезни как независимой (первичной) или как зависимой (вторичной) является прадханья сампрапти. Обозначение болезни как сильной (острой, тяжелой) или слабой (легкой), основываясь на ее причине и прочем (проявлениях, симптомах, затронутых болезнью органах, природе патологии, общем состоянии здоровья, возрасте, поле и многих других аспектах), является бала сампрапти. Определение времени дня, ночи, времени года и усвоения пищи, во время которых усиливаются (преобладают) болезнь и определенная доша, являются кала сампрапти.
Так, вкратце, были изложены здесь нидана и прочее; их особенности будут описаны позднее.
12. Причинами всех болезней является ухудшение (увеличение) мала (дош). Доши склонны ухудшаться от злоупотребления различными видами неподобающих вещей (пищи, деятельности и т.п.)
13. Неподобающие вещи – это три разновидности йоги (связи, соединения) с тремя факторами, описанными ранее (в 12-й главе сутрастханы).
Комментарий: Три доши (Вата, Питта и Капха) пребывают в трех состояниях по отношению к прамана (количеству), гуна (качеству) и карма (функционированию), таких как: 1. Стхана, сама или пракрита – нормальном; вриддхи или пракора – испорченном или усилившимся в сравнении с нормальным состоянием; 3. Кшайя или ослабленном в сравнении с нормой. Два последних состояния являются вишама или викрита или душта (патологическими). Доши в их нормальном состоянии поддерживают здоровье человека. Но эта норма очень нестабильна, доши подвержены усилению или уменьшению под воздействием пищи, деятельности, времени года и т.п. Из двух ненадлежащих состояний вриддхи или усиление является более мощным. Вышедшие из нормы (особенно усиленные) доши вносят нездоровые изменения в дхату (ткани) и вызывают болезни. Так объясняется вышеизложенное утверждение о том, что доши являются причиной всех болезней.
Причиной нарушения дош являются три фактора: 1. Кала – время года, артха (объекты пяти органов чувств – свет, звук, запах, вкус и прикосновение) и карма (действия тела, разума и речи) в их трех видах ненормальных состояний (вишама йога): атийога (чрезмерное соединение), айога (недостаточное соединение или его отсутствие) и митхья йога (ненадлежащее соединение, превратное состояние и т.п.).
Для обозначения этих трех причин также используются три технических термина:
1. Асатмьендрийяртха самьйога (ненадлежащая, чрезмерная, недостаточная и превратная связь органов восприятия с соответствующими им объектами);
2. Праджнапарадха (нарушение или преступление нормального порядка всех действий тела, ума и речи; иными словами, вынуждение их работать чрезмерным, недостаточным или превратным образом).
3. Паринама – воздействие времени года, когда нормальное состояние климата становится чрезмерным, недостаточным или превратным.
Все они вкратце называются ахнтахара вихара, митхьяхара вихара или асатмьяхара (неподходящие, ненадлежащие или непривычные) пища и деятельность.
14-15. Вата ухудшается (усиливается) от употребления пищи горького, соленого и вяжущего вкуса, недостаточной по коли¬честву и сухой (невлажной, обезжиренной). Она усиливается в том случае, если пища была принята много позже надлежащего времени, от подавления или преждевременного стимулирования потребностей тела (мочеиспускания, испражнения, выведения газов и т.п.), от ночного бодрствования и долгих напряженных разговоров. Она также усиливается от чрезмерной (примененной в большей, чем требовалось, мере) терапии (рвотой, слабитель¬ными средствами и т.п.), от (внезапного) страха, горя и беспокойства, от чрезмерной физической активности и полового сношения. Она усиливается в летнее время, в конце дня, ночи и в конце переваривания пищи.
16. Питта ухудшается или усиливается от употребления пищи с острым, кислым и соленым вкусом, проникающей, горячей (или вызывающей жар) и причиняющей ощущение жжения во время переваривания. Она усиливается от приступов гнева, а также в осеннее время, в полдень, в полночь и середине пищевари¬тельной деятельности.
17. Капха усиливается от употребления пищи сладкого, кислого и соленого вкусов, от маслянистой (жирной и влажной) пищи, тяжелой (трудно усваиваемой, большой по количеству) пищи, вызывающей в тканях большое количество выделений и холод. Ее также усиливает длительное сидение или чрезмерный сон, употребление сырой пищи, сон в дневное время, перенасыщение, а также от недостаточная степень проведенной терапии (такой как рвота и т.п.). Она усиливается вскоре после приема пищи (в начальной стадии переваривания), весной, в дополуденное время и ранней ночью.
18. Ухудшение двандва (двух) дош одновременно происходит от злоупотребления несколькими (смешанными) факторами, вызывающими их увеличение.
19-23. Злоупотребление сразу несколькими факторами, вызывающими усиление одной отдельной доши или применение неподобающего режима питания, употребление неприготовленной (тяжелой для усвоения), загрязненной, несовместимой, чрезмерной (по количеству) пищи, а также слишком частый прием пищи приводит к саннипата – усилению всех трех дош. Саннипата возникает также от употребления вина и других испорченных напитков, высушенных овощей, сырых побегов и клубней и пиньяка (высушенных семян кунжута и пальмового сахара, растолченных и скатанных в шарики, используемых как сладкий пудинг). Ее вызывает явасура (пиво, приготовленное из ячменя) и применение неблагоприятной пищи. Воздействие плохого сезона (необычных климатических изменений), направленного ветра, овладевших телом злых духов, естественного или искусственного отравления, загрязненной пищи, пребывание на горном склоне, расположение планет и звезд рождения (созвездий в момент рождения чело¬века), которые склоняют к заболеваниям, воздействие ненадлежащей пищи и лечения, совершение различных греховных действий, родовые травмы и ненадлежащий ход родов у женщины – все это приводит к одновременному усилению всех дош.
Комментарий: Усилившиеся доши циркулируют в расадхату и скапливаются в таких местах, где расадхату нарушены засорением каналов (Шрото душти) в дхату (тканях). Такие места становятся источником болезней.
Так заканчивается глава, называемая Сарварога, первая глава Нидана стханы, входящей в Аштангахридайя-самхиту, автором которой является Шримад Вагбхата, сын Шри Вайдьяпати Симхагупты.
Перевод Ю. Сорокиной