РАЗДЕЛ I
СУТРАСТХАНА
Глава 13. Дощапакраманийа Адхйайа
Глава 13. ДОЩАПАКРАМАНИЙА АДХЙАЙА
(балансирование доша)
Сейчас мы поведаем главу Дощапакраманийа (балансирование доша), как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Балансирование вышедшей из состояния равновесия Вата доша производят посредством промасливания, потения, среднего очищения организма (слабительное и клизма), приема пищи, обладающей сладким, кислым или соленым вкусом, теплых масляных ванн, общего массажа, растирания тела тканью, шоковой психотерапии, ванн (со всевозможными отварами, солями и т.д.), аюрведических вин, приготовленных из патоки и кукурузной муки, масляных клизм, трав с горячей Вирйа, прививания привычки к регулярной постановке клизм, приятной деятельности, специальных масел, приготовленных с травами, обладающими стимулирующим огонь пищеварения и увеличивающим аппетит действием. Однако, наиболее сильным средством является масляная клизма, приготовленная из мясного бульона и масел (анувасана басти).
Снижение увеличившийся Питты производят путем питья топленого масла, приема слабительных трав, обладающих сладким вкусом и холодных по Вирйа, употребления в пищу субстанций, обладающих сладким, горьким или вяжущим вкусом, умащения ароматическими маслами, которые приятны, прохладны и взбадривают человека, украшения гирляндами и драгоценными камнями, обладающими сходными качествами, натирания сандаловой, камфорной пастой и пастой из ветиверии зизаниевидной, пребывания на террасе под лунным светом, времяпрепровождения с близкими друзьями, не вызывающими у человека отрицательных эмоций, с сыновьями, говорящими сердечно и невинно, с женой, послушной, прекрасной и искусной. При этом дисбалансе хорошо находиться в доме, окруженном фонтанами, из которых бьет холодная вода; парками и прудиками; смотреть на чистую воду из беседки, на песчаный пляжик, лотосы, цветы и деревья, успокаивающие ум. Однако, наиболее сильным средством из всего перечисленного является молоко, топленое масло и слабительное.
При увеличении Капхи – сильная рвота и слабительное, в соответствии с предписанием, прием сухой пищи, небольших ее количеств, проникающей и горячей, обладающей острым, горьким и вяжущим вкусом, очень старого вина, интенсивная половая жизнь, бессонные ночи, всевозможная физическая нагрузка, хлопоты, сухой массаж. К наиболее сильным средствам относятся рвота, супы из бобовых, травы для похудения, ингаляции лечебными дымами, использование меда, пост, полоскание рта и жизненные сложности.
Всевозможные методы лечения прописываются индивидуально для каждой из доша, причем они могут комбинироваться и сочетаться между собой, в зависимости от сочетания двух или трех доша.
Обычно лечение Вата-Питта дисбаланса сходно с режимом для лета, а Капха-Вата – с режимом для весны. Это объясняется тем, что Вата доша обладает свойством, соединяясь с жаром действовать как жар, а, соединяясь с холодом, действовать как холод. Для Капха-Питта дисбаланса лечение соответствует осеннему режиму (глава 3).
Доша необходимо уравновешивать пока они находятся на стадии среднего увеличения. На стадии сильного увеличения необходимо так уравновешивать вышедшую из баланса доша, чтобы не затрагивались остальные. При увеличении всех трех доша необходимо так подобрать лечение, чтобы не затрагивать менее увеличенные доша.
Если в процессе лечения одного заболевания от назначенного лечения рано или поздно возникает другое заболевание, то такое лечение считается не чистым. Чистым считается то лечение, которое не ведет к возникновению другого заболевания (или дисбаланса).
Из-за физической нагрузки, увеличения атмосферной температуры, нездоровой (греховной) деятельности и активности Ваты, увеличившиеся доша покидают желудочно-кишечный тракт и скапливаются в тканях, костях и Марма точках.
После очищения каналов, сильного увеличения количества, размачивания, трансформации и уравновешивания Ваты, доша из тканей и т.д. входят в желудочно-кишечный тракт, где они некоторое время ожидают следующего достаточно интенсивного возбуждающего фактора.
Благодаря соединению с силой сезона и другим факторам, доша могут накапливаться и в других местах тела.
Лечение необходимо начинать с той доша, которая переместилась и заняла место локализации другой доша, которая слабая или благодаря своей силе подавляет другие доша.
Доша, находящиеся в процессе перемещения должна балансироваться или после нормализации доша, находящихся на своем месте, или наоборот (в первую очередь).
Обычно доша, локализующиеся не в желудочно-кишечном тракте, а в тканях, долго беспокоят больного. Они не должны балансироваться на скорую руку, но только после восстановления сил организма и усиления огня пищеварения.
Они должны уравновешиваться по возможности самыми щадящими методами или с помощью столь же мягких методов переправляться обратно в кишечник. После определения их полного перехода в кишечник, необходимо через близлежащие ворота вывести их из организма.
Загрязнение каналов, потеря сил, чувство тяжести во всем теле, нарушение активности Вата доша, усталость, снижение пищеварительной активности, анорексия (отсутствие аппетита), увеличение количества мокроты (слизи), накопление нечистот, истощение – симптомы соединения доша и Амы (Амадоша). Противоположные же состояния – ее отсутствие (Нирама доша).
Первая из семи тканей (хилус [Напомню, что хилус это только что переваренная пища] ) из-за слабости огня пищеварения недопереваривается, приобретает патологические свойства и накапливается в желудке и двенадцатиперстной кишке. Такой хилус называется Амой.
Некоторые авторы считают, что Ама формируется из смеси между собой сильно возбужденных доша, подобно тому, как яд образуется из смеси различных начал.
Доша, ткани и нечистоты, соединяясь с Амой, характеризуются как сама, также как и болезни, возникающие из-за них.
Самадоша, движущиеся по всему телу, закрепившиеся в тканях и оставшиеся в местах своей локализации не должны выводиться из организма. Подобно тому, как попытка извлечь сок из не созревшего плода ведет к разрушению его оболочки, также и выведение их из организма очень сложный процесс.
На них необходимо воздействовать травами, возжигающими огонь пищеварения и возбуждающими аппетит, затем проводится промасливание и потение, и только под конец их можно вывести с помощью очистительных процедур, правильно выбрав время и согласуясь с силой (организма).
Травы, принимаемые через рот, выводят доша из желудка и двенадцатиперстной кишки, принимаемые через нос – из органов, расположенных выше ключиц, через прямую кишку – из кишечника.
Самадоша, сильно увеличившиеся и начавшие самостоятельное движение за пределы организма через верхние или нижние ворота, должны быть остановлены посредством препаратов, использующихся для лечения соответствующих заболеваний (рвоты или поноса).
На ранних (легких) стадиях этого процесса его стоит проигнорировать, а больного кормить легкой пищей. На следующем этапе они должны подвергнуться воздействию увеличивающих огонь пищеварения трав или вывестись из организма посредством очистительных процедур.
Вата и остальные доша, слегка увеличивающие под влиянием соответствующих сезонов должны выводиться соответственно на шравану (середина июля – середина августа), картику (середина октября – середина ноября) и чаитру (середина декабря – середина января).
Лето, зима и сезон дождей очень жарки, холодны и дождливы соответственно. В промежуток времени между ними, называемый садхарана кала, необходимо выводить доша из организма (проводить очищение).
Это то, что касается режима, способствующего поддержанию здоровья, что же касается болезни, то в это время закладывается основа для их лечения.
После принятия мер по нейтрализации пагубного воздействия жара, холода или дождя, необходимо приступить к выполнению назначенных и необходимых процедур. Болезням нельзя позволять прогрессировать.
Препараты надлежит принимать на пустой желудок, в начале, середине и конце еды, между переменой блюд, с каждым кусочком пищи, снова и снова, смешав с пищей, до и после еды и перед сном.
Болезни, вызванные увеличением Капха доша, особенно у людей этой конституции, лечатся лекарствами, которые принимаются на пустой желудок. При дисбалансах Апана Вайу лекарства принимаются во время приема пищи, при дисбалансах Самана Вайу в середине еды, Вйана Вайу – после утреннего приема пищи, при болезнях Удана Вайу – в конце ужина, при дисбалансе Прана Вайу после приема каждой порции пищи. Болезни, сопровождающиеся интоксикацией, рвотой, кашлем, жаждой, одышкой, икотой лечатся очень частым приемом лекарственного средства. Болезни, сопровождающиеся анорексией, потерей вкусовой чувствительности, лечатся смешиванием лекарства с пищей, обладающей приятным вкусом и легко усваиваемой. Болезни, сопровождающиеся тремором, конвульсиями, судорогами, лечатся препаратами, которые принимаются до и после приема легкой пищи. Болезни органов, расположенных выше плеч, лечатся приемом лекарства перед сном.
Так заканчивается глава Дощапакраманийа (балансирование доша), тринадцатая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.
Первод Матхура Мандал Дас